Майский поход по пещерным городам Крыма.

Поход по пещерным городам. Крым, май 2012 г.

Ура, наконец-то удалось вырваться из Киева!

Стоя на перроне, я уже был рад только тому, что уезжаю от этой суеты. Хоть ненадолго.

«Вагончик тронется, перрон останется…», невероятное количество туристов, поехали…

Наш маршрут начинался из Бахчисарая. Симферополь – Бахчисарай  –  1 час езды на маршрутке, стоимостью 10 грн. с человека (2 грн. еще за рюкзак взяли).

День первый. По плану.

Первая достопримечательность на нашем пути —  Ханский дворец, находится в старом Бахчисарае. Зашли на территорию дворца, галочку поставили. Внутрь заходить не стали:  откуда у бедных туристов 50 грн. за посещения внутренностей Ханского дворца?  Да и не фанат я смотреть изнанки таких достопримечательностей. Движемся дальше, к Свято-Успенскому пещерному монастырю, где вход бесплатный.  Также можно набрать водички и идти дальше. Пройдя через Иосафатову долину,  выходим к пещерному городу – Чуфут-Кале. Да, и тут платно:  вход  — 40 грн.  20 грн. для студентов;  хоть я и не студент, но прогуляться по территории средневекового города мне удалось за 20 гривен.  То, что больше всего понравилось в Чуфут-Кале, можно было  посмотреть,  не заходя в сам город, а обойдя его по тропинке под стеной, выйдя на плато.  Отсюда открывается шикарнейший вид на долину Биюк-Ашлама и гору Беш-Кош.

Ну что ж, в этот день посетили все, что планировали, теперь нужно  к турстоянке продвигаться.  Общаясь по пути со множеством туристов, нам удалось выяснить, что на турстоянке Сарабей, куда мы направлялись, нет источника, поэтому воду нужно набрать с собой, и ближайшее место — это  турстоянка Бешик-Тау. Дойдя до последней стоянки, мы разочаровались: источника здесь нет, а была только техническая вода в бочке.  Вот мы эту воду набрали и пошли дальше искать Сарабей.  Не остались мы на Бешик-Тау по причине платности стоянки — 30 грн. с человека!  Чистейшая обдираловка!

Еще примерно  2-3 часа в пути  — и мы на Сарабее.  Как оказалось,  тут есть источник, который в прошлом году отремонтировали. Можете себе представить наши лица?!  (Кстати, т/с Сарабей на всем известных картах горного Крыма обозначена неверно, в реальности же она находится на источнике — Сарабей).

Пришли поздно, народу много, но так как у нас группа маленькая нам не составило особого труда найти небольшое место для  пары палаток. Каша, крепко заваренный чай, веселые беседы —  все это прервал звук едущего уазика, который решил остановиться возле нас. Да, это КСС. Добрые дяди из спасательной службы проверили наш маршрутный лист и показали тропы, которые не обозначены на карте. Денег за стоянку не взяли, хотя и сказали, что тут платно. Чифирим дальше. Самая холодная ночь.   Даже скорее не холодная, а сырая.

Ханский дворец изнутри

еще есть желающие посетить Чуфут-Кале

внутри пещерного города

еще немного развалин

арка, что-то она там разделяет, по-моему

гора Беш-Кош

долина Биюк-Ашлама

День второй. Пьянка под скалой.

Маршрут начался с того,  что мы прошли мимо пещерного города – Тепе-Кермен, и спустились к поселку Кудрино. Дальше вдоль реки Кача дошли до Баштановки, где посетили средневековый пещерный монастырь Качи-Кальон. Ступеньки к монастырю были выложены из старых покрышек.

Первый грот монастыря – это церковь святой Софии, а четвертый – монастырь святой Анастасии. Налюбовавшись видами сверху, набрали бутылку воды из священного источника, и пошли вниз к тем, кто нас ждал вместе с нашими рюкзаками.

На сегодня из достопримечательностей все. Направляемся на туристическую стоянку Алимова балка. По крутому подъему ползет несколько групп, периодически обгоняя друг друга и останавливаясь на привалы. В этот день мы пришли на точку ночлега довольно рано, поэтому могли выбрать себе понравившееся место. А понравилось нам (вернее мне) под скалой. В случае дождя она бы нас спасла. Рядом, там же под скалой, остановилась еще одна небольшая группа донецких туристов, которые в итоге составили нам компанию по распитию алкогольных напитков. Шумно мы провели вечер и ночь, а учитывая, что эхо от скалы разносится на достаточно не малое расстояние, кому-то мы мешали.  Ну вот,  наконец-то уснул. И ни капельки не холодно и не сыро было спать с распахнутой палаткой. Хотя непьющая половина нашей группы утверждала обратное. )

Тепе-Кермен

вид на скалу Бурун-Кая

вид на Алимову балку с Качи-Кальона

красиво сверху смотреть )

высота около 500 метров

наши соседи под скалой

День третий. Только прямо.

Выползая из палатки часам к 10:00 и наблюдая похожую картину у наших соседей, мы неспешно собрались. Попрощались с донецкими ребятами, и ушли. К тому времени стоянка была практически пустой. Нормальные люди уже давно ее покинули. Спускаться по змеиной балке довольно комфортно, не жарко. К обеду мы вышли в поселок Садовое, где на берегу реки сытно пообедали. По моим планам тут мы должны были остаться на ночлег и посетить пещерный монастырь Челтер-Коба и Сюренскую крепость. Но нет же, абсолютно ничего не посмотрев, мы решили бежать на т/с Мангуп (сейчас описывая этот поход,  я не знаю из каких соображений мы приняли такое решение, хотя дальше еще будут необъяснимые факты ))

Дошли до Мангупа. Вот это пиии…, извините. Почему- то мне вспомнился 2004 год с оранжевой революцией на Майдане Независимости в Киеве. Вот примерно тоже само творилось и тут. Правда,  с цветами палаток было немного разнообразнее.

С дровами на Мангупе туго, одна хвоя, от которой жара нет, а он бы нам очень пригодился для того,  что бы пожарить курицу (курица в походе, жесть). Ну да ничего, курица в котле на шпротном масле тоже очень даже хорошо пожарилась. Ах да, чуть не забыл: еще нужно винца и пивца для полного приготовления.

сказка )

я не помню что это)

это рядом что-то )

поселок Садовое

т/с Мангуп

это уже в Ласпи

День четвертый. К морю

Проснувшись далеко не рано утром, стали думать (даже такое бывает, после курицы то можно и подумать). Общим мнением мы решили не продолжать наш маршрут (мне уже было все равно, итак половину запороли, придется еще раз  нечто похожее придумывать). Приняли решение ехать к мору, а точнее — в Ласпи. Тут я даже попробовал автостопить, но, видимо,  май в Крыму не очень удачное время для этого.  Да и автостопщик из меня, мягко сказать, не очень. Хотя какую-то книгу по автостопам я читал. Дождались автобуса, и через час где-то приехали. От трассы вниз к Ласпи топать километра два. Внизу у моря нет ничего:  ни магазинов, ни пресной воды. Как вы понимаете, это выяснилось, когда мы уже были внизу. Хотя воду мы попросили набрать в детском лагере, спасибо.

Пляж в Ласпи засран донельзя!  Впечатление, будто по мусорнику идешь.  Палаточников на пляже было  много, но удалось найти местечко для нашей небольшой группы.  Правда, ввиду не очень чистой стоянки и массы людей, мы решили все же переночевать тут, а завтра утром поехать  куда -то в другое место.  Стоит отметить, что  отсюда открывались прекрасные панорамы. Полночи мы провели на холме, чуть выше лагеря, попивая вино и наслаждаясь невероятно красивым видом.

Ах да, еще пару моментов в этот день, из приятного: я все- таки решился искупаться в море, температура которого была градусов  14. А из не очень приятного  —  тут очень невежливые охранники.  Может это и КСС был, не знаю. Невежливые и все.

День пятый. На городском пляже.

На еле дышащую от потертостей карту лег  Симеиз. Я там был в последний раз в 2008 году, когда отдыхал «матрасом» в Алупке и мы плавали на прогулочном катере в этот городок, известный своими…, а хотя, кто знает — пусть молчит ).

Прошли вдоль береговой линии в поисках хорошо места для стоянки. Ничего путного не пригляделось нам, и мы решили стать прямо на городском пляже, уйдя немного в угол. Вид на скалу Дива (Дева, Диана) вечером был просто завораживающим ).  Кстати прямо за скалой по береговой линии есть палаточный городок, но туда мы не хотели идти, так как народу там было не меньше, чем на курорте в Ласпи. Людей на пляже Симеиза  было очень мало, почти никто не купался в море. Вся набережная разворочена, не сезон еще. С 8 часов народ начал потихоньку расходится, и к 10 на пляже уже никого не было. Мы развели небольшой костер, попили чайку, налюбовались видом,— и спать.

Проснувшись с первыми лучами солнца, увидели мило плещущихся дельфинов недалеко от берега. Вот на такой вот нотке и подошел к концу наш майский поход по западной части Крыма.

скала Дива

пора спать...

пора спать…

домой...

домой…

Послесловие.

1. Не зря зарегистрировал маршрут в КСС, все- таки 2 раза проверили —  на Сарабее, и на Алимовой балке.
  2. В горы Крыма на майские праздники приезжает много людей. Могут и затоптать.
  3. Очень жарко, ни одной дождинки не упало с неба за весь период нашего отдыха.
  4. Нужно посетить то, что пропустили.

Запланированный маршрут выглядел так:

1. Симферополь — Бахчисарай, Ханский дворец, Свято-Успенский монастырь, пещерный город Чуфут-Кале, т/с Сарабей.
  2. Тепе-Кермен, Киз-Кермен, Качи-Кальон, т/с Алимова балка.
  3. Челтер Коба, Сюреньская крепость, поселок  Большое садовое.
  4. По тропам 14 и 15 к туристической стоянке Мангуп.
  5. Мангуп-Кале, Эски-Кермер, пещерный монастырь Челтер, т/с  Пятая балка.
  6. Пещерный монастырь Шулдан,  поселок Терновка – маршутка в Симферополь.

4 человека,  участвующие в походе домой вернулись довольные. )

Спустя несколько дней, сидя в офисном кресле и редактируя эту статью, я опять хочу уехать от этой столичной серости.

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,-
Парня в горы тяни, рискни,..
(Песня  о друге  из к/ф «Вертикаль»))

Подпишись и получай новости и отчеты на почту. Турист ты или просто прохожий, тебе будет интересно ;)