Полонина Боржава. Трехдневный поход по Боржаве.

Поход "Полонина Боржава"

Поход «Полонина Боржава»

Решив в 2014 году сделать нечто подобное прошлогоднему «Трешу по Карпатским снегам», мы собрались в том же количестве (4 человека) и практически тем же составом, лишь девочку заменили парнем. Маршрут, раскладка, билеты, поехали…

Грузимся в состав. Ничего необычного нам Укрзализниця не преподнесла в этой поездке. Встретили интересного собеседника, ехавшего на боковушке, тоже туриста. Как оказалось, у нас немало общих знакомых. Люблю такие ситуации, начинаешь общение с совершенно незнакомым человеком, а потом разговариваешь об одних и тех же городах, мероприятиях, людях. Прикольно, думаю, вы меня поймете. А нас ждет поход.

19.04.2014 Через Сиську.

Воловец встречает туристов небольшим дождиком, и казалось, вот оно, практически такое же начало, как и в прошлом «Треше», но нет, дождик быстро проходит.

Перелезаем через рельсы и начинаем подъем на нашу первую вершину. Нужно отметить, что стартовать в направлении Полонины Боржавы можно из нескольких мест. Как минимум, это красная, желтая и зеленая марки, ну и к тому же, разные тропки. Мы же выбрали далеко не самый простой вариант.

Пошли через лесоповал, затем по полянке и тропе через старый лес, на деревьях вырезаны значения высот. Выходим из леса, перед нами поляна. Гора Сиська (Дзьомбик).

Тут стоит огромнейший крест, и дует ветер так, что ничего не слышно. Нашли какую-то небольшую ямку, в которую смогли залезть и вскипятить чаю.  Встретили ребят, которые поднялись без рюкзаков по зеленым меткам.

Потопали дальше, поднимаемся на вершину Темнатик (1343 м). Все так же дует сильный ветер, при этом хорошо греет солнышко. На Стоге лежит снег, а у ног поселки. Круто )

Дальше идем к метеостанции, а точнее, к горе Плай (1330 м), на которой расположена метеостанция. От горы Темнатик до горы Плай — 2,5 км.

Подошли к метеостанции, опять немного перекусили) На метеостанции было два человека, поговорили с ними, работники набрали нам воды, и дальше в путь. Довольно сложные подъемы и сильный ветер, для привалов мы находили ямы или большие камни, где хоть как-то можно было спрятаться. Все дни похода дул северный и северо-западный ветер.

Уже очень уставшие мы подошли к горе Великий Верх (1598 м) (среди туристов именуемая «ВВ»), решаем пройти ее траверсом. Это самая популярная гора на Боржавском хребте. Гора закрывает нас, ветер уже не так ощущается, и какое-то время было довольно комфортно, а под ногами уже лежал снег, ну совсем немножко. Реально устали и «приваливались» через каждые 20 минут.

После первой половины траверсного пути чуть случайно не пошли на гору Стой, хорошо, вовремя опомнились, не успели много пройти. Нужно сказать, что гора Стой (1681м) – это самая высокая точка Боржавы. Ее не рекомендуется посещать в зимнее время, о чем свидетельствует соответствующая надпись на указателе.

Ветер был такой, что я боялся шагать, казалось, только подниму одну ногу и снесет с хребта. Уши начали немного побаливать, губы постоянно обветренные, а лицо такое сухое-сухое ) На подходе к ВВ у меня с рюкзака сорвало дождевик, высокая трава задержала его, хотя я мысленно уже с ним попрощался, повезло )

Спускаемся с траверса в урочище Кривые Пути (1378 м). Тут и станем. Дальше уже не дойдем, да и смысла нет. Мы вышли на полностью открытый хребет, спрятаться негде. А ветер становился все сильнее и сильнее. В адекватной ситуации, конечно же, останавливаться в этом месте нерезонно.  Обычно туристы ночуют у старой сыроварни. Из урочища можно спуститься к водопаду Шипот (3 км) – это один из самых известных водопадов Карпат, а также дойти до села Пилипец (5 км).

Ветер был такой силы, что палатки просто складывались. Я не знаю, как дуги выдержали такие порывы. Дров нет, с водой проблематично.

Начнем походик

метеостанция

красивенько

20.04.2014 По Боржавскому Хребту на Пасху

Утро. Для меня оно началось в 4 часа. Проснулся, тишина, хоть бы травинка шелохнулась, ну думаю, вообще круто. Вдали виднеется поселок, в котором мелькают свечи, Пасха же. С обратной стороны хребта, в Пилипце, только три фонаря видно, интересный контраст. Набрал воды, вернее, снега, пора варить завтрак, пока все спят.

В 5 утра стал подниматься ветер и часам к 6-7 он уже был как вчерашний, но мы-то с новыми силами. Вышли и пошли поочередно покорять горы.

Первыми были горы Малая Гемба (1430 м) и Гемба  (1491 м), ветер сильный, поэтому на вершинах мы долго не задерживаемся, к тому же фотоаппарата у нас не было. Осмотрелись, полюбовались, сделали пару фоток на телефон и отправились дальше по Боржавской полонине.

Маршрут Боржави или, как его любят называть коммерсанты, «Черничная Боржава» более интересен в период созревания той самой ягоды, но весна делает горы по своему красивыми, и черники не нужно ). На маршруте встречались источники с водой, но довольно слабенькие. Встретили пару туристов, шедших навстречу (из Межгорья).

Следующая вершина Жид-Магура (1516 м), за ней чуть пониже расположена гора Граб (1378 м). Пока мы нигде не срезали и шли по всем вершинам, кстати, за горой Граб нас ждал источник.

Долго думал над тем, как же лучше идти Боржаву — из Межгорья в Воловец или наоборот. Преимущество пути из Межгорья в Воловец состоит в том, что спуститься можно не в Воловце, а в Пилипце, а для таких ПВД-шек очень важно иметь резервный вариант на случай, если группа не успевает. Приняв решение идти из Воловца, мы были вынуждены пройти всю Боржаву, так как вариантов сократить маршрут у нас просто уже не было, ну почти не было, дойдем чуть дальше, расскажу.

За «Грабом» справа от тропы есть источник с водой, где мы пополнили наши запасы и… И пошел град. Только успели дождевики натянуть, как осадки закончились, только напугали. Небо вокруг нас было затянуто, а над нами чисто. Честно сказать, ждали дождя, но его таки не было до конца дня.

Не доходя до горы Круглая нашли удобное место для стоянки, тут мы пообедали. Источник в ужасном состоянии, поэтому воду мы не набирали. Развели костерчик, попили чай, поели и дальше, сегодня нужно еще много пройти.

Гора Круглая (1209 м) и Ополонок (1171 м). Последнюю мы обходим, было немного страшновато ее траверсировать, но наше решение принесло нам удачу. Мы нашли хороший источник, единственный хороший на всем маршруте. Набрали по полной воды, и дальше в путь. Да, еще 5 туристов встретили, они явно уже не успевали дойти до Воловца и собирались спускаться в Пилипце, об этом они нам потом, на вокзале, расскажут, хотя и так уже было понятно.

Далее, через перевал Прислоп (938 м) выходим на гору Каменная (1128 м). После Каменной есть некое подобие озера, хотя больше оно похоже на большую лужу. А чуток раньше мы еще встречали подснежники )

Подойдя к ЛЭП, немного офигели от жесткого спуска и такого же подъема. Не буду вам врать, точных цифр не знаю, просто скажу – это просто п… Мы подобные жесткие спуски и наборы оценивали количеством передыхов. Например, эту возьмем за 3 приема, а ту за 4, помогало собраться с силами )

Гора Полонина-Кук (1189 м). Это было планируемое место ночевки, но топать еще можем, значит, идем дальше. Спускаемся, набираем воды. И опять чуть не туда пошли (г. Кук), хорошо, вовремя сориентировались и нашагали лишних только 1000 метров, че там, фигня.

Далее идем по буковому лесу. По карте присмотрел стоянку с водой, думаю, щас 20 минут, и мы там. Но не тут то было. Уровень жестокости спуска можно было измерить скоростью – 1 км/час, а то и меньше. Именно на этом участке я окончательно убедился в том, что топать из Воловца все-таки приятнее, ибо карабкаться на этот склон было бы полной жестью.

Выходим на поляну, где раньше пасли овец, о чем свидетельствует «заасфальтированное» ими поле. Пошел поглядеть на источник. Ну такой, хреновенький, набрать нормально нельзя, но что делать. Утром мы его почистили насколько смогли.

я сижу и отдыхаю )

уже видно Межгорье

село Лозянский

21.04.2014 Поливальный понедельник

Сегодня нам предстоит сделать спуск в село Межгорье и затем добраться до Воловца, откуда, собственно, и начинали.

Гора Менчул (1247 м). В  надежде пройти траверсом данную гору мы сошли с маршрута. Фраза «может, срежем» всегда вызывает некую озабоченность. Срезали, и так получилось, что сошли с красной марки и идем уже по желтым отметкам. В итоге спустились не в Межгорье, а в село Лозянский, что рядышком. В Лозянском узнали о новой для нас закарпатской традиции – поливать водой прохожих в понедельник после Пасхи. Детвора с осторожностью шла с ведрами за нами, когда мы шли по селу. И облить хотелось, и боязно им было. Мы узнали у них, что вообще происходит, и отдали на растерзание одного из группы. Довольные были все — и те, кто обливал, и тот, кого облили, и мы, которые просто наблюдали )

Прошли село, далее пошли зеленые маркеры, и мы вошли в Межгорье. Смысла топать по дороге до самого центра не было, и мы сели в ближайшей кафешке. Продавщица вызвала там такси, и вот мы уже едем в Воловец. Трек, можно сказать, закончен.  Хребет полностью пройден, на что потребовалось 2,5 дня.

Уже в Воловце мы отдыхали на полянке и дожидались поезда.

Конечно, поход получился не настолько трешевым, как прошлый, но лишь потому, что в этом году в Карпатах выпало мало снега.

Через 10 дней мы опять уедем в Карпаты (да, собирались в Крым, но…, а впрочем, вы сами все знаете).

топаем в Межгорье

• Высота максимум: 1534 метра
  • Подъем: 3196 метров
  • Спуск: 3263 метра

Скачать мой трек в формате .gpx
Еще один трек который нашел на просторах, автора не знаю. формат .gpx

Подпишись и получай новости и отчеты на почту. Турист ты или просто прохожий, тебе будет интересно ;)